ФЭНДОМ

Шаблон:Перевести Шаблон:Карточка ОС ReactOS — международный проект свободной и бесплатной операционной системы с открытым кодом. ReactOS не является точным клоном Windows, но операционной системой, совместимой с приложениями и драйверами Windows (Windows NT версии 5.x и выше — Windows 2000 и далее). Разработчики ReactOS сотрудничают с программистами Wine[1] и MinGW[2].

Большая часть операционной системы написана на C, но ReactOS Explorer и некоторые другие компоненты — на C++. ReactOS компилируется с помощью MinGW и Microsoft Visual Studio. ReactOS распознается как Windows Server 2003 из-за того, что ядро пишется под совместимость с ней.

По состоянию на март 2016 года проект всё ещё находится на незавершённой стадии внутреннего альфа-тестирования. Различные части ReactOS лицензированы под GNU General Public License, GNU Lesser General Public License и лицензией BSD. В 2008 году были начаты работы над портированием ReactOS на архитектуры x86-64 и ARM[3].

История Править

Ранняя разработка: от FreeWin95 до ReactOS Править

Файл:Alksnis-Bragin.jpg

В начале 1996 года группа разработчиков свободного программного обеспечения объявила о начале проекта FreeWin95[4][5][6], целью которого была разработка свободного клона системы Windows 95. Проект остановился на дискуссиях об архитектуре системы. К концу 1997 года проект всё ещё не принёс никаких результатов. Чтобы оживить проект, цель изменили на клонирование Windows NT, а новое название придумал Jeff Knox — ReactOS. В феврале 1998 года проект стартовал.

Сейчас Править

Разработчики операционной системы синхронизируют код с проектом Wine. В январе 2010 года координатор проекта Алексей Брагин предложил[7] альтернативу большой части подсистемы Win32 — Arwinss, базирующуюся на Wine, и поэтому имеющую большую совместимость и способную иметь большую стабильность. Данное решение не предназначено для полного замещения оригинальной реализации Win32-подсистемы, и может быть неактуально после завершения работ над собственной подсистемой Win32 в ReactOS. Arwinss использует архитектурные решения как Wine, так и Windows NT в надлежащих местах для правильной реализации функциональности. Также, в результате, периодически будут поступать протестированные «бесплатные» (то есть затраты времени на их применения сравнительно малы) обновления из Wine.

В дополнение появляется возможность поддержки удалённого X-сервера, что удобно для полной замены Wine, используя вместо него связку ReactOS+Arwinss в виртуальной машине (например, KVM), при которой будет использоваться общая с Wine подсистема Windows API[8].

В связи с отсутствием спонсора и немногочисленностью команды разработчиков активность проекта невысока.

Несколько раз предпринимались попытки портировать ReactOS на различные архитектуры, но на текущий момент поддерживаются только версии для x86 и x86-64[9].

Ответвление — Ekush OS Править

В 2004 году с использованием открытости системы был создан форк Ekush OS[10][11]. На данный момент проект не развивается.

Файл:Reactos 1.png

ReactOS Community Edition Править

Файл:ReactOS Shell.png

В апреле 2014 ReactOS анонсировала Indiegogo кампании по сбору денег для запуска ReactOS Community Edition, данная версия базируется на ReactOS-0.4. Данной кампании надо было собрать 50.000$ для разработки. Предполагалось, что она будет поддерживать приложения и драйвера для многих устройств. 1 июня 2014 завершилась кампания по сбору денег с итогом в 25.141$.[12][13]

ReactOS Hackfest 2015 Править

ReactOS project организовал хакатон с 7 по 12 августа 2015 в германском городе Ахен[14][14].

Функциональность Править

Файл:ReactOS printing for the first time.webm

По состоянию на апрель 2016 года, ядро ReactOS достаточно стабильно. Была проделана работа над совместимостью с аппаратной частью, многие API были реализованы для высокоуровневой разработки, графическая оболочка ReactOS — ReactOS Explorer — была переписана в соответствии с проводником Windows Server 2003.[15]

Начиная с версии 0.2 ReactOS способна запускать многие Win32-приложения: как поставляемые с Windows (текстовый редактор «Блокнот», редактор реестра Regedit, командный интерпретатор cmd), так и сторонние (например, текстовый процессор AbiWord, Adobe Reader, OpenOffice, игры Quake, Quake II и клон игры сапёр, использующий Wine).

Сообщается, что некоторые игры, например Unreal Tournament и Deus Ex, работают в режиме программного рендеринга. OpenGL работает с незначительными трудностями посредством драйвера Nvidia или программной реализации Mesa 3D.

Во время ReactOS Hackfest 2015 была показана поддержка печати.

История версий Править

Начиная с версии 0.2.8 ассортимент выполняемых приложений был расширен. В частности, нормально работают офисный пакет OpenOffice, игры Unreal Tournament и Deus Ex. Ведётся работа над улучшением поддержки звуковых карт и USB. Работает текстовый браузер Lynx и DCOM-компонента браузера Mozilla Firefox, позволяющая графически отображать страницы. Добавлена поддержка файловой системы ext2 и системного загрузчика GRUB, что позволяет ReactOS работать на одном компьютере с Linux. Началась работа над Plug and Play и над поддержкой Windows Driver Model.

Разработка Править

Разработчики стремятся сделать систему совместимой с Windows NT версии 5.2 (Windows Server 2003) и добавить поддержку для большинства оборудования и приложений.[18] В будущем планируется совместимость с более новыми версиями Windows.

Ядро ReactOS написано полностью самостоятельно, а для обеспечения «схожести» с архитектурой WinNT использована информация только из открытых источников. Весь поступающий в проект код подвергается тщательной проверке на предмет возможного нарушения авторских прав.[19]

Число участников проекта постоянно растет, в настоящее время в проекте участвуют около 35 активных разработчиков, большинство из них живут в странах Европы. Наряду с талантливыми «любителями» код пишут и профессиональные программисты.[19][20]

Для отстаивания интересов проекта был создан фонд «ReactOS Deutschland e.V.», расположенных в Германии. Кроме того, раньше существовал «Фонд активизации киберпространства "РеактОС - Фонд"», зарегистрированный в России, однако на текущий момент он ликвидирован.

Используемые проекты Править

  • ReactOS использует код Wine для реализации Windows API.
  • Samba/Samba TNG для LSASS, SAM, NETLOGON, Print spooling и других интернет-сервисов Windows.
  • NDISwrapper, используемый для запуска Wi-Fi в основанных на GNU/Linux системах с помощью драйверов для Windows NT.
  • NTFS-3G, NTFS-драйвер для Linux, Mac OS X, FreeBSD, NetBSD, OpenSolaris, QNX, Haiku и других операционных систем.
  • Serial ATA-драйвер предоставлен UniATA.
  • FreeType используется для отображения шрифта.
  • Tango Desktop Project — открытая инициатива по созданию интерфейса для программ.
  • Longene — системное ядро Linux с Windows-сервисами.
  • KernelEx — открытая прослойка совместимости Windows 9x с Windows NT.
  • Captive NTFS - программная обёртка над оригинальными драйверами файловой системы NTFS из Windows NT для ОС Linux.
  • lwIP - широко используемый TCP/IP-стек с открытым исходным кодом.

Планы на будущее Править

  • NTFS с возможностью установки и запуска ReactOS.
  • Форматирование разделов больше 32 гигабайтов с использованием FAT32.
  • Разметка дисковых разделов с использованием NTFS, exFAT, FAT32.
  • Работа с разделами, имеющими разметку GUID, с возможностью установки и запуска ReactOS на устройствах с UEFI.
  • Форматирование раздела с использованием разметки GUID.
  • Работа с SSD, RAID и составными томами напрямую.
  • Работа с жесткими дисками на базе Advanced Format с секторами на 4 килобайта.
  • Работа с сенсорами.
  • Возможность работы USB 3.0, USB 3.1 Type C, ThunderBolt
  • Поддержка DirectX 10-12, Vulkan (API).

Аудит кода Править

17 января 2006 года в списке рассылки разработчиков ReactOS (ros-dev) Хартмут Бирр заявил, что он покидает проект, поскольку, по его мнению, код ReactOS содержит элементы, полученные путём дизассемблирования Microsoft Windows[21]. В результате разработчики решили временно отключить доступ всем не-разработчикам к коду ReactOS. Поскольку ReactOS является свободным ПО, эти действия вызвали негативный отклик в сообществе свободного ПО.

Доступ к средствам разработки был вскоре восстановлен. Хотя обвинения не были доказаны, 8 марта 2006 года разработчики ReactOS начали собственный аудит всего кода, отвечающего за совместимость с Windows. Чтобы убедиться, что в ReactOS нет частей, написанных кем-то, кто мог видеть утёкший из Microsoft код или проводил обратную разработку напрямую, ведущими разработчиками ReactOS было отдано распоряжение о полной проверке всего исходного кода.

Также было решено проверять, какие участки кода могли быть результатом непосредственной обратной разработки, и заставить всех разработчиков подписать соглашение о том, что они будут использовать результаты обратной разработки лишь косвенно[22]. Ожидается, что это замедлит разработку, заставляя разработчиков переписывать уже готовые участки кода, попавшие под подозрение. Проверка будет проводиться путём закрытия «грязных» участков кода до тех пор, пока они не будут полностью проверены[23].

Поскольку большая часть исходного кода уже проверена, разработка ReactOS в этих областях может продолжаться. Таким образом, проверка кода может производиться параллельно с разработкой и поддержкой проекта, так что темпы развития ReactOS риску не подвергаются.

На сентябрь 2007 года проверка была завершена на 99,5 % (оставалось только 49 закрытых файлов). 23 сентября было решено убрать с главной страницы сайта ReactOS индикатор завершённости проверки[24]. Это было мотивировано тем, что проверка не затрагивает конечных пользователей, тестеров или второстепенных разработчиков, а также тем, что процесс создания прочной и легальной основы для исходного кода ReactOS и стандартов разработки не может быть адекватно отражён обычным индикатором и будет продолжаться всё время существования проекта. Информация о проверке и её история по-прежнему свободно доступны на сайте.

В настоящий момент проверка завершена полностью и все файлы разблокированы.

ReactOS и правительство России Править

Участниками проекта ReactOS были зарегистрированы в России товарные знаки[25][26]. Коллектив разработчиков стремится получить финансирование от российского правительства для создания стартапа[27] и продвижения ReactOS под собственным брендом в качестве российской национальной операционной системы.

Операционная система ReactOS была продемонстрирована политику Виктору Алкснису[28], который выступает за снижение зависимости учебных заведений от продукции Microsoft. Во время визита президента Дмитрия Медведева в среднюю школу в селе Верхнерусское в Ставропольском крае ему была продемонстрирована работа ReactOS[29].

C 1 по 9 июля 2012 года Александр Речицкий и Марат Каратов презентовали проект на Селигере в смене «Инновации и техническое творчество». В результате проект ReactOS занял Шаблон:Num в номинации «лучший IT-проект» в промежуточных итогах, а 5 ноября вышел в полуфинал[30][31] Зворыкинской премии. 31 июля 2012 года Марат Каратов встретился с президентом Российской Федерации Владимиром Путиным и продемонстрировал работу прототипа ReactOS[32].

2 июня 2015 года Министерство связи Российской Федерации включило ReactOS в план импортозамещения программного обеспечения по направлению «Клиентские операционные системы / Серверные операционные системы» в качестве проектов «Создание операционной системы с открытым исходным кодом на базе ReactOS для ПК, ноутбуков и других мобильных устройств», «Создание операционной системы с открытым исходным кодом на базе ReactOS для серверов» при поддержке Фонда «РеактОС», МГТУ им. Н. Э. Баумана, ООО «Параллелз Рисерч» и др.[33].

Системные требования Править

  • 32-битный или 64-битный совместимый процессор Pentium и выше.
  • 96 мегабайт оперативной памяти (минимум), 256 мегабайт (рекомендуется).
  • Минимум 500 мегабайт свободного места на жестком диске.
  • VGA-совместимая видеокарта (VESA BIOS версии 2.0 и выше).

Награды Править

  • 2-е место в национальной премии 2009 года в области программного обеспечения «Софт года» в номинации «Система»[34].
  • «Лучший проект месяца» на SourceForge в феврале 2012 года[35].
  • «Лучший проект месяца» на SourceForge в июне 2013 года[36].

См. также Править

Шаблон:Кол

Шаблон:Конец кол

Примечания Править

Шаблон:Кол

  1. Ответы на наиболее часто задаваемые пользователями вопросы (ru). Проверено 28 марта 2013. Архивировано из первоисточника 4 апреля 2013.
  2. Выпуск новостей ReactOS № 69 (ru). Проверено 28 марта 2013. Архивировано из первоисточника 4 апреля 2013.
  3. Выпуск новостей ReactOS № 48
  4. FreeWin95 — ReactOS
  5. Google Groups
  6. ReactOS Project
  7. ros-dev Arwinss presentation (en). Проверено 28 марта 2013. Архивировано из первоисточника 4 апреля 2013. (перевод ReactOS / Презентация Arwinss. Архивировано из первоисточника 12 июля 2012.)
  8. ARWINSS: новая реализация подсистемы win32 — ReactOS Website. Архивировано из первоисточника 9 сентября 2012.
  9. ReactOS ports — ReactOS Wiki
  10. Alpona Portal :: EKUSH - An alternative Windows (Шаблон:HumanizeDate). Проверено 3 февраля 2016.
  11. OSNews Staff. Ekush Emulator And its License Pains > Comments. www.osnews.com. Проверено 3 февраля 2016.
  12. ReactOS Community - ReactOS. community.reactos.org. Проверено 16 декабря 2015.
  13. CLICK HERE to support ReactOS Community Edition (en-US). Indiegogo. Проверено 16 декабря 2015.
  14. 14,0 14,1 ReactOS Hackfest 2015 - ReactOS Wiki. reactos.org. Проверено 18 января 2016.
  15. Оболочка в ReactOS — Winehq.org.ru
  16. ChangeLog-0.4.0 — ReactOS Wiki
  17. ReactOS Website View topic — Installing Nvidia drivers
  18. Выпуск новостей ReactOS № 54
  19. 19,0 19,1 ReactOS — ОС с открытым исходным кодом на основе архитектуры NT — Winehq.org.ru
  20. People of ReactOS — ReactOS Wiki
  21. [ros-dev] Bye bye. Архивировано из первоисточника 4 июня 2012.
  22. Reset, Reboot, Restart, legal issues and the long road to 0.3 (en). Проверено 28 марта 2013. Архивировано из первоисточника 4 апреля 2013.
  23. ReactOS Homepage — Blogs. Архивировано из первоисточника 18 сентября 2012.
  24. Выпуск новостей ReactOS №32. Проверено 28 марта 2013. Архивировано из первоисточника 4 апреля 2013.
  25. Дмитрию Медведеву представили новую операционную систему в Ставрополе. Архивировано из первоисточника 7 июля 2012.
  26. Выпуск новостей ReactOS №67. Архивировано из первоисточника 30 мая 2012.
  27. Лифт-презентация стартапа ReactOS. Архивировано из первоисточника 18 сентября 2012.
  28. alksnis: Знакомство с проектом ReactOS. Архивировано из первоисточника 18 сентября 2012.
  29. ReactOS, Медведев и 1 000 000 евро / Хабрахабр. Архивировано из первоисточника 18 сентября 2012.
  30. http://innovaterussia.ru/attach/get/855977
  31. Определен итоговый список полуфиналистов «Зворыкинской премии» 2012 года — Зворыкинский проект
  32. Демонстрация ReactOS Путину В. В.. Архивировано из первоисточника 30 мая 2013.
  33. Протокол экспертной оценки проектов по импортозамещению инфраструктурного программного обеспечения, соответствующего пунктам 4-8 плана импортозамещения программного обеспечения.
  34. Премия «Софт года». Архивировано из первоисточника 15 июля 2012.
  36. June 2013 Project of the Month: ReactOS. Архивировано из первоисточника 2 июня 2013.

Шаблон:Конец кол

Ссылки Править

Шаблон:Портал Шаблон:Навигация

Обзоры
Фан-сайты и сообщества
Блоги разработчиков

Шаблон:Операционные системы Шаблон:FOSS